Русские художники. Иванов Андрей Иванович

Андрей Иванович Иванов – великий русский живописец, работавший в стиле классицизма, отец выдающегося художника Александра Иванова. Родители Андрея Иванова остались неизвестными, год его рождения не определен точно, называют годы от 1772 до 1776, вероятнее всего 1776 год. Первые годы жизни мальчик находился в московском Воспитательном доме, куда определялись бездомные дети и сироты. Благодаря выдающимся способностям к рисованию, Опекунский совет Воспитательного дома в  1782 году направил его в Академию художеств, в Петербург.

В своей статье об А.И. Иванове известный советский искусствовед А.Н. Савинов так описывает его творческий и жизненный путь:

«На казенном содержании провел Андрей Иванов в Академии долгий ряд лет (полный курс занятий в ней состоял из пяти «возрастов» - пяти трехлетий). Он переходил из «возраста» в «возраст», получая медали за рисунки с натурщиков и за композиции. От своих учителей (в особо важные для формирования художника последние годы пребывания в Академии им был Г. И. Угрюмов) он усвоил крепкую и продуманную систему профессионального академического мастерства.

Эти годы были временем революционных событий за рубежами дворянской России. Она сама только что испытала сильнейшее потрясение, с трудом подавив крестьянское восстание, руководимое Емельяном Пугачевым. В конце ХVIII века Россия вновь переживала период ширившихся крестьянских восстаний.

Под благотворным влиянием просветительской деятельности Н. И. Новикова и смелого выступления А. Н. Радищева, издавшего в 1790 году гневную революционную книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», среди русских художников утверждались мысли о том, что искусство не должно быть праздной забавой. Для лучших из них приобрел живой смысл призыв Радищева: «Пускай другие раболепствуют власти, превозносят хвалами силу и могущество. Мы воспоем песнь заслуге к обществу».

Все это должно было отозваться и в Академии. В конце XVIII века в ней существовал тайный кружок учащихся, занимавшийся не только самообразованием и литературой, но и политикой («Читаем Вольтера... Негодуем на Павла I»). Члены этого кружка вошли в 1801 году в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», справедливо называемое обществом радищевцев. Его деятельным участником был Андрей Иванов.

Академия стремилась к расширению своих связей с русской жизнью и обновлению содержания своего искусства. Стоявший в начале XIX века во главе Академии А. С. Строганов сделал много полезного для нее. Он был умен, культурен, влиятелен, искренне любил искусство, дружелюбно относился к художникам. В его дворце с богатейшей картинной галереей они встречались с представителями русской литературы и науки. Строганов стремился поднять авторитет Академии участием ее представителей в крупнейших художественных начинаниях Эпохи. Он смело выдвинул проект Казанского собора, разработанный А. Н. Воронихиным и привлек Академию к участию в сооружении этого замечательного архитектурного комплекса. Строительство Казанского собора было своеобразной демонстрацией сил национального искусства.

Академия сумела стать достойной участницей высокого общественного подъема начала XIX столетия. Мысли об «устройстве внутреннего быта России», военные события 1800-х годов, а затем Отечественная война 1812 года и участие в ней широчайших народных масс дали полнокровное историческое содержание идее Отечества, выдвинутой еще в XVIII веке. Перед искусством встали по-новому задачи служения родине.

В обществе начала века исторические сюжеты воспринимались как остро злободневные. Славные имена Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского неоднократно звучали в литературе, в театре, академических живописных и скульптурных программах. «Дмитрия Донского» писал О. Кипренский, лепил А. Есаков. Стремление к созданию героического образа, олицетворяющего славное прошлое родины, было для начала XIX века прогрессивным и общественно необходимым явлением. В событиях Отечественной войны 1812 года Академия показала себя подлинно жизнеспособной. Художники стремились средствами своего искусства бороться с врагами родины.

Крупнейшим явлением исторической живописи 1790-х годов были картины Г. И. Угрюмова. В отличие от картин художников предшествующих поколений, они были посвящены не легендарным событиям из жизни отдельных князей, а крупнейшим явлениям в истории русского государства, в его борьбе за независимость. Андрей Иванов был учеником Угрюмова и его продолжателем в создании картин, говорящих о судьбе родины, о подвиге ради ее свободы, о героях, рождаемых народом. Как бы ни казались сейчас условными произведения Андрея Иванова, они были в свое время новаторскими, тесно связанными с передовыми течениями в национальной общественной жизни.

Эти картины появились у Андрея Иванова далеко не сразу, несмотря на аналогичные работы Угрюмова и некоторых современных Иванову молодых мастеров. Андрей Иванов не повторял уже известного, его работы образовали новый этап в развитии русской исторической живописи. Их важнейшей особенностью была тесная связь с идейной жизнью русского общества. Путь к почетному положению крупнейшего исторического живописца России эпохи Отечественной войны 1812 года не мог быть простым. Иванов был, однако, хорошо подготовлен к созданию действительно значительных картин.

В настоящее время известны многие ранние работы Андрея Иванова, исполненные еще в Академии и сразу же по окончании ее. Правда, только по названию известна его работа 1797 года «Жертвоприношение Иоя по выходе из ковчега», за которую он получил Первую золотую медаль.

Окончив Академию художеств, Иванов, однако, не покинул ее и был оставлен при ней «для вящего в художествах познания». Он продолжал работать над изучением рисунка. Ряд «натурщиков» Иванова, сохраненных в разных собраниях, показывает, что даже в этой традиционной области академического рисования художник сумел выразить новые особенности, свойственные его творчеству. В рисунках натурщиков он проявил большую любовь к изображению человеческого тела, используя для его передачи разнообразные приемы рисования: он работал, применяя черный карандаш («итальянский»), уголь и мел на тонированной (окрашенной) бумаге или же красную сангину на белой или желтовато-зеленоватой бумаге. Такая техника позволяла достигать живописной выразительности рисунка и передавать объемы человеческой фигуры; многие из рисунков кажутся насыщенными светом.

Среди рисунков Иванова имеются натурщики, изображенные как бы в быстром движении, или сильно склонившимися, опирающимися на палку, или несущими на одном плече тяжесть, или резко изогнувшимися. Подобные позы не встречаются в более позднее время. Некоторые из этих сложных и интересных для художника поз, помогающих лучше уяснить красоту и выразительность человеческого тела, были определены виднейшим русским скульптором конца XVIII века Михаилом Ивановичем Козловским. На одном 113 своих рисунков Иванов написал на обороте: «1800 года майя 20-го в субботу г. профессор Козловский ставил». Некоторые же натурщики были поставлены Угрюмовым.

В решении сложных задач, которое представляло собой рисование этих натурщиков, молодой Иванов показал себя незаурядным мастером. Иванов видит и передает поэзию человеческой фигуры, не теряет чувства жизни при работе в этой своеобразной области рисования. Его рисунки свидетельствуют о вполне ощутимой реалистической тенденции. Нигде не чувствуется в них зависимость художника от каких-либо школьных образцов, от приспособления форм человеческого тела к заученным формам античных статуй.

Поэтому, прежде всего жизненности, действительно творческому отношению к натуре, хотя бы и в узкой сфере учебного рисунка, мог учить Андрей Иванов своих замечательных учеников — Александра Иванова и Карла Брюллова.

Рядом с изображениями натурщиков кажутся более традиционными и неуверенными композиции Андрея Иванова. В выборе тем он был не волен: они назначались Советом Академии. К концу XVIII века установились такие классные темы, как «Истечение Моисеем воды в пустыне», «Моисей читает народу скрижали завета», «Апостол Павел на острове Мальте», «Саул и Давид». Над этими темами уже не раз работали во второй половине XVIII века ученики Академии. Но рядом с ними у Иванова встречаются и такие, в которых мог выразиться героический дух, все чаще начинавший проникать в область исторической живописи конца XVIII века.

Среди работ молодого Иванова известны рисунки «Триумф победителя», «Гораций, убивающий свою сестру Камиллу», «Смерть Лукреции» и другие.

Легко заметить, что в композициях Иванов еще несколько наивен как в целом, гак и в развитии отдельных мотивов. Молодой художник еще следовал привычным схемам, воспринятым от своих академических учителей. В большей части этих композиций группы вписаны в треугольники; художник подчеркивает спокойную уравновешенность расположенных справа и слева фигур. Число фигур иногда слишком велико, и они загромождают полотно. Иногда обращает на себя внимание чрезмерная повествовательность, разбивающая внимание зрителя и уводящая его к мелким, побочным эпизодам. Эти композиции также исполнены на тонированной (обычно серо-зеленоватой) бумаге."

Взгляды молодого художника формировались, хотя и в консервативной академической среде, но в бурное время рубежа 18 и 19 веков, когда общественные события, французская революция и последующие войны, требовали от искусства живой реации, а не вымученных, бесконечно повторяющихся религиозных сюжетов.

Читайте продолжение в следующей статье:  А.И. Иванов, Часть 2

 

25.12.2017
Админ

Комментарии (0)Добавить комментарий




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: